понедельник, 18 января 2021 г.

Лора Джо Роуленд «Дело ронинов» (Сано Исиро 15) Глава 13


Хирата последовал за Чикарой в комнату в казарме, где слуги клана Хосокава практиковали боевые искусства. На стойках свисали деревянные мечи и копья. Деревянный пол был покрыт потертостями, царапинами и вмятинами. На одной стене крепились зеркала из полированной стали. Чикара стоял в центре комнаты, скрестив руки на груди, на безопасном расстоянии от Хираты. 

– Я слышал о тебе, - сказал Чикара, его голос был неустойчивым, но воинственным. – Ты знаменитый боец. Но меня ты не напугаешь. 

– Это хорошо, - сказал Хирата, - потому что я здесь не для того, чтобы причинить тебе боль. 

Чикара искоса посмотрел на Хирату. Он потянулся к мечам, которые обычно носил на поясе, но его рука сжала пустой воздух. Он взглянул на оружие на стойках, понял, что оно деревянное, а клинки Хираты - стальные, и отбросил идею поединка. 

– Правильное решение, - сказал Хирата. – Ты мудрее многих мужчин вдвое старше тебя. 

Чикара посмотрел на Хирату, гадая, смеется ли над ним Хирата. Хирата торжественно взглянул в ответ. 

– Что тебе нужно от меня? – спросил Чикара. 

– Я хочу, чтобы ты рассказал мне о вендетте. 

– Что именно? – осторожно спросил Чикара. 

– Почему ты так долго ждал, чтобы отправиться за Кирой? – это была серьёзная проблема, которую Хирата хотел прояснить, чтобы иметь представление о мотивах ронинов. – Двадцать два месяца – это долгий срок. Многое могло произойти после смерти хозяина сорока семи ронинов, которые решились за него отомстить. Может быть, произошло что-то ещё, что может повлиять на решение верховного суда - и на судьбу Сано и Хираты. 

Чикара склонил голову. 

– Разве не очевидно, почему ожидание было хорошей идеей? 

– Давай, ты расскажешь мне, и я решу, так ли это, - сказал Хирата. 

Мгновение Чикара колебался – в нём боролись нежелание подчиняться и страх последствий непослушания. 

– Хорошо. 

4 луна 14 год Гэнроку (май 1701 года)

После ликвидации поместья Асано в Эдо Оиси собрал оставшихся людей князя Асано в своем обшарпанном маленьком арендованном доме. 

– Давайте составим план, чтобы отомстить за нашего хозяина. – предложил он. 

– Зачем нам нужен план? – Чикара всегда был опрометчивым и вспыльчивым, в отличие от своего осторожного и расчетливого отца. – Почему мы не можем просто пойти убить Киру сейчас? 

Остальные охотно поддержали Чикару. Но Оиси возразил: 

– Потому что сейчас Кира ждёт нас. Он окружён охраной. Мы должны заставить его думать, что мы не придём. 

– Что же нам делать сейча? – с тревогой сказал Чикара. 

– У нас есть важная работа. 

Чикара почувствовал подъём боевого духа в группе. Его отец вдохнул смысл в их существование, который их жизни потеряли, когда они стали ронинами. 

– Что за работа? 

– Я попытаюсь восстановить дом Асано, - сказал Оиси. – Я не ожидаю успеха, но я в долгу перед князем Асано. Остальные своим поведением убедят Киру, что месть – это последнее, о чем мы думаем. Вы можете притвориться, что согласились с тем, что потеряли статус самурая, и пойти работать, как добрые простолюдины. Или вы можете притвориться никчемными бездельниками. Убедитесь, что вас видит множество людей. Надо, чтобы Кира узнал об этом. 

– Я буду бездельником. Это проще, чем работать, – заявил один из ронинов, чем вызвал всеобщий смех. 

– Помните, что это просто спектакль, - предупредил Оиси. – Вы должны оставаться сильными и сохранять разум. Кира - осторожный ублюдок. Даже если он думает, что он в безопасности, он всё равно будет держать солдат вокруг себя. Придётся сражаться. Вам нужно быть готовыми. 

– Нам также нужен кто-то, кто будет шпионить за Кирой, чтобы определить лучшее место и время для атаки, – Оиси выбрал троих самых умных людей. – Изучите его распорядок. Вербуйте информаторов. Если он шпионит за нами, мы должны знать. И нам лучше разделиться, чтобы он не догадался, что мы сговорились против него, – он разделил ронинов на три группы, которые направились в Осаку, Камакуру и Мияко. 

– Как мы будем поддерживать связь? – спросил один из назначенных шпионов. 

– Мы с Чикарой останемся в Эдо, - сказал Оиси. – Отправляйте мне сообщения сюда, если я не дам вам других инструкций. Все дайте мне знать, где с вами можно связаться. Я сообщу вам, когда наступит время действовать, – он поднялся. – Всё поняли? 

Мужчины встали и в унисон ответили: 

– Да. 

Чикара чувствовал их дух и его приподнятое чувство судьбы. 

– Тогда до встрочи, - сказал Оиси. 

Прошло время. Кампания Оиси по восстановлению дома Асано провалилась. Его шпионы сообщали, что Кира по-прежнему заботится о безопасности. Ронины из Асано были разбросаны по всей Японии. Однажды ночью в начале лета, через год после смерти князя Асано, Чикара и его родители сидели у очага, а его юные сестры спали в углу, когда в дверь постучали. Оиси впустил Кинемона, одного из шпионов. 

– Я пришёл предупредить тебя, - сказал Кинемон. – Кира что-то подозревает. Он наводил справки о тебе. Он думает, что ты что-то задумал. Я слышал, что он планирует обвинить тебя в каком-то преступлении и сослать на остров Садо. 

Ужас охватил Чикару. 

– Что нам теперь делать? 

– Я развею подозрения Киры, – Оиси стоял, спокойный и уверенный. – Я покину Эдо. Сегодня ночью. 

Мать Чикары в отчаянии смотрела на его отца. 

– Пожалуйста, не оставляй меня! – сказала она. 

– Моя дорогая, - нежно сказал Оиси. – Ты знала, что этот день наступит. 

Она была единственным человеком за пределами группы ронинов, который знал о плане. 

– Но не так скоро, - на её глаза навернулись слёзы. 

– Ты знаешь, что я должен сделать, - сказал Оиси. - Ты знаешь, что это противозаконно. Чтобы спасти тебя и наших детей от моего наказания, я должен разорвать связь с тобой, – он говорил с болью и неохотой. – Я получу развод. 

Укихаши заплакала, но не возражала. Она понимала обязанности мужа. 

– Ты можешь пойти со мной, или можешь остаться и позаботиться о своей матери и сёстрах. 

Чикара понимал, что это было самое серьёзное решение, которое ему когда-либо приходилось принимать. Его мать рыдала. Они оба знали, в чём заключаются его обязанности. 

– Я пойду с тобой, отец, – без колебаний сказал Чикара. 

Когда Чикара и его отец упаковали несколько вещей, Оиси сказал: 

– Мы не будем будить девочек. 

– Что я им скажу? – спросил Укихаши. 

Оиси взял её за руки и посмотрел ей в глаза. 

– Люди будут говорить обо мне ужасные вещи. Вероятно, это будет правдой. Но клянусь, что бы я ни делал, я люблю тебя и наших девочек. Скажи им это. Не забудь. 

– Я сделаю это, – прошептала Укихаши, после обняла его, а затем Чикару в последний раз. 

Оиси и Чикара отправились в Мияко. Тем летом в чайхане под названием Ичирики они тайно встретились с девятнадцатью ронинами, которых собрал там Оиси. Мужчины стали чернорабочими, торговцами или монахами. Ни на одном из них не было атрибутов своего прежнего сословия. Оиси и Чикара оставили свои мечи в своих жилищах; шляпы закрывали их макушки, там, где начала расти щетина. После приветствий и тостов Оиси сказал: 

– Давайте поклянёмся, – он поднял кулак. – Я клянусь на могилах моих предков предать Киру правосудию и отомстить за князя Асано. 

Чикара и все остальные подняли кулаки. Голоса торжественно повторяли клятву. Наступила мрачная тишина. Тогда один из мужчин сказал: 

– Почему ты здесь, Оиси-сан? Я думал, ты собираешься остаться в Эдо, пока не придёт время делать дело, – когда Оиси объяснил, мужчина сказал: - В Мияко у Киры тоже есть шпионы. Они постоянно за нами следят. Они обязательно узнают, что ты здесь. 

– Я покажу то, что порадует Киру. 

На следующий день Оиси начал посещать чайные, где делал вид, что слишком много пил. Он стал громким и неприятным; часто затевал драки. Он завёл любовницу, молодую девушку по имени Окару, которая была слишком глупа, чтобы понять, что была всего лишь частью его плана. Однажды он облил себя вином и упал на улице в притворном пьяном ступоре. 

Чикара ждал поблизости, наблюдая, как люди издеваются над Оиси. Человек с брезгливым лицом остановился и сказал: – Оиси? Почему ты лежишь в сточной канаве? Что произошло? – после чего, уловив запах спиртного с отвращением отпрянул. – Значит, слухи верны. Ты совсем опустился. Потом он объявил: – Это Оиси Кураносукэ, бывший слуга правителя Асано. У него не хватает смелости отомстить за смерть своего хозяина. Бессовестный выродок! – Он наступил на Оиси и плюнул ему в лицо. – Ты недостоин называться самураем! 

Оиси дал знак Чикаре отойти, а толпа присоединилась к насмешкам. Его план опорочить себя сработал. Зимой после того, как он и Чикара покинули Эдо, они узнали от своих шпионов, что Кира считает, что ему нечего бояться ронинов Асано. Его поместье больше не охранялось так сильно, как крепость. Время пришло. 

Оиси связался с теми ронинами, которые уехали в другие города. Сорок семь человек, считая Оиси и Чикару, по-прежнему оставались верными своей клятве. Они вернулись в Эдо один за другим, анонимно и незаметно, и собрались в дешёвой гостинице. 

– Я узнал, что Кира завтра собирает банкет в своём доме, - сказал Кинемон. – Он и его люди наверняка выпьют так много, что станут лёгкой добычей. 

– Мы атакуем завтра поздно вечером, - решил Оиси. 

Кинемон развернул на столе большой лист бумаги. 

– Вот планы дома. 

– Как ты их получил? 

– Я женился на дочери человека, который построил поместье Киры. Я украл планы из его кабинета. 

Изучив планы, Оиси обнаружил секретный выход в спальне Киры. Сорок семь ронинов проверили принесённое снаряжение, после чего обсудили свои действия. Оиси оглядел стол и сказал: 

– Кто желает, может отказаться. 

Чикара и остальные были тронуты до слёз. Они знали, что он даёт им шанс спасти их жизни, и, если они воспользуются им, он не подумает о них плохо. Он так их любил. Его щедрость укрепила их верность ему и их мёртвому хозяину. 

– Мы всё уже решили, - сказал Чикара. - Я поклялся на могилах моих предков предать Киру правосудию и отомстить за князя Асано. 

Другие мужчины поддержали его, повторили клятву. 

Глаза на суровом лице Оиси светились благодарностью. 

– Завтра вечером нам идти навстречу своей судьбе. 


– Итак, вы ждали почти два года, чтобы отвлечь Киру от его бдительности. Это всё, что нужно было сделать? – сказал Хирата, когда Чикара закончил свой рассказ. 

– Вот и всё, - сказал Чикара. 

Хирата поднял вопрос, который не прояснил рассказ Чикары. 

– После смерти Киры, от кого и почему вы ждали приказа? 

– Потому что отец сказал, что мы должны. 

Хирата покачал головой. 

Чикара обиженно нахмурился. 

– Вы называете меня лжецом? 

– Ты что-то скрывашь. Я это вижу. 

– Как? – Чикара попятился от Хираты, подозрительный и напуганный. – Ты со мной колдовал? 

Хирата научился распознавать нечестность в аурах человеческой энергии. Это заставляло их вибрировать с быстрой, непостоянной частотой, как сейчас аура Чикары. Но он сказал: 

– Мне не нужна магия. Посмотри на себя, – он указал на отражение Чикары в зеркале на стене комнаты для занятий боевыми искусствами. – Твои глаза слишком широко открыты. Это фальшивая невиновность. И если ты ещё сильнее скрестишь руки на груди, чтобы удержать правду, твои рёбра лопнут. 

Обескураженный его объяснением, Чикара уронил руки и заставил лицо расслабиться. 

– Мы ждали, потому что нам нужно было обмануть Киру. Мы ждали приказа, потому что так сказал отец. Это моя история. Я буду придерживаться этого, даже если вы будете меня пытать. 

Никто не мог устоять перед пытками, которые мог применить Хирата. Но Сано был против пыток, потому что они часто приводили к ложным признаниям, и Хирата в целом соглашался с Сано. Кроме того, Хирата испытывал к Чикаре глубокое уважение. Молодой человек пошёл на то, на что у немногих из его старших товарищей хватило бы мужества пойти. Хирата искал более гуманный способ заставить Чикару говорить. 

– Я восхищаюсь вашим поступком. Вы следовали Бусидо до его самых крайних пределов, – Хирата не просто искал способ завоевать доверие Чикары; он искренне восхищался сорока семью ронинами. 

Грудь Чикары надулась от гордости. 

– Да, мы это сделали. 

– Большинство самураев никогда не узнают, что это такое. 

– Нет, не узнают. 

Хирата знал. Однажды он взял меч, предназначенный для Сано, и получил травму, которая чуть не убила его и навсегда искалечила бы его, если бы не его обучение мистическим боевым искусствам. Но атака произошла так быстро, что у него не было времени подумать, а у сорока семи ронинов были месяцы, чтобы справиться с личным риском, которого требовал их поступок. Хирата обнаружил, что хочет спасти сорок семь ронинов, хотя он должен сохранять свою беспристрастность ради расследования, и он был обязан соблюдать закон. 

– Я думаю, что было бы жалко, если бы вас приговорили к смерти, - сказал Хирата. – Миру нужны такие хорошие самураи, как ты. 

Чикара улыбнулся комплименту, спохватился и снова стал имитировать суровое выражение лица отца. 

– Я сделал то, что должен был сделать. Я не боюсь умереть. 

Наверное, он не осознавал окончательности смерти. Хирата вспомнил свою молодость, когда он чувствовал себя непобедимым. Он действительно не понимал, что он смертный, пока не был ранен. И он сомневался, что кто-то может представить себе агонию ритуального самоубийства, пока он сам не совершит его. 

– Но, может быть, тебе не нужно умирать, - сказал Хирата. 

Чикара нахмурился. 

– Вы пытаетесь обмануть меня. Вы пообещаете мне помочь, и я вам кое-что расскажу, а потом ты нарушишь своё обещание. Ну, я не такой уж идиот. 

– И что же такое ты расскажешь? – спросил Хирата. 

Чикара выглядел смущённым, потому что он почти признал, что ему есть что скрывать. Затем он нахмурился ещё сильнее. 

– Причина, по которой мы ведём этот разговор, заключается в том, что правительство не может решить, герои вы или преступники, - сказал Хирата. – Сёгун сформировал верховный суд, чтобы разобраться в этом. Герои – вы живы. Преступники - вы умрёте. 

У Хираты была и другая, более личная причина – тот факт, что судьба его господина, а значит и его собственная, зависела от приговора. Ему нужно было найти доказательства, которые позволили бы вынести вердикт, который удовлетворил бы сёгуна, политические фракции и общественность. Если он потерпит неудачу, Сано будет сослан, и Хирате придётся отправиться вместе с ним. Поскольку Хирата не мог взять с собой жену и детей, в то время как семья Сано вынуждена будет остаться, он тоже был бы разлучен со своей семьёй. 

– Так что, если ты знаешь что-то, что могло бы убедить судей в том, что вы герои, - сказал Хирата, - в твоих интересах рассказать мне, что это. 

– Я уже сказал вам, - упрямо сказала Чикара. – Мы отомстили за смерть нашего хозяина. Этого требует бусидо. 

– Этого недостаточно, чтобы суд помиловал вас. 

– Мы не просим прощения. 

Хирата снова изменил тактику. 

– Ты, должно быть, довольно близко дружишь с другими ронинами. 

– Да. Мы как братья, – Чикара говорил с гордостью молодого человека, который сражался вместе со своими то варищами. 

– Тогда разве ты не хочешь спасти их, если можешь? 

– Они не хотят спасаться. Они так же готовы умереть, как и я. 

– Но ты отличаешься от своих друзей, - сказал Хирата. – У тебя есть обязательства перед кем-то ещё, кроме князя Асано. 

В замешательстве Чикара сморщила лоб. 

– Оиси, твоему отцу, - пояснил Хирата. – Твоя сыновняя обязанность – защитить его. Если его приговорят к смерти за то, что ты молчал, значит, ты плохой сын. 

Чикара впился взглядом, сжал кулаки и сделал шаг к Хирате. Затем он вспомнил, что атаковать лучшего бойца Эдо – не самая удачная идея, и остановился. 

– Я почитаю своего отца. Я хороший сын, любой, кто нас знает, скажет вам. 

– Если ты хороший сын, то докажи это, - бросил вызов Хирата. – Скажи мне, что ты скрываешь. Спаси ему жизнь, если сможешь. 

Чикара перенёс вес с одной ноги на другую. Он поворачивал голову из стороны в сторону, ища руководства или спасения, а, возможно, и того и другого. Его взгляд остановился на зеркале, перед которым стояли они с Хиратой. Отражённый в полированной стали, Чикара выглядел молодым, одиноким и маленьким без отца и друзей, но его глаза храбро встретились с глазами Хираты. 

– Я сказал вам всю правду, - сказал Чикара. – Я закончил говорить. 

Он повернулся и вышел из комнаты. Его лопатки были отведены назад, как будто он ожидал, что его ударят между ними. Хирате оставалось недоумевать, почему юноша так старательно уклоняется. Было ли это потому, что, если бы он заговорил, то усугубил положение сорока семи ронинов.? Они уже стояли одной ногой в могиле. Пока правительство колебалось по поводу них, у них был шанс выжить. Одно отрицательное свидетельство – от Чикары или другого свидетеля – могло убедить верховный суд приговорить их к смерти. 

И что в результате случится с Сано и Хиратой? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий