вторник, 22 сентября 2020 г.

Лора Джо Роуленд «Облачный павильон» (Сано Исиро 14) Глава 8


Восходящее солнце светилось бледным и рассеивавшимся сквозь грозовые тучи светом, когда Сано вместе с детективами Маруме, Фукидой и своим эскортом покинул свой дом. Когда они шли по узким проходам замка, вода капала с карнизов крытых коридоров на каменных стенах на их плетёные шляпы и соломенные дождевики. Копыта их лошадей хлюпали по лужах на мостовой. Высоко над ними, далеко за замком Эдо, дождь скрывал зелёные холмы к востоку от города. Раздался и прокатился эхом звон храмовых колоколов, а затем быстро затих, словно его поглотил влажный летний воздух. 

Сано и его люди наткнулись на ещё одну процессию конных самураев во главе с Янагисавой. 

– Добрый день, Сано-сан, - сказал Янагисава. Они с Сано вежливо раскланялись. – Мне было жаль услышать о том, что случилось с дочерью майора Кумазавы Чиё. 

В его голосе звучало искреннее беспокойство и сочувствие, но Сано тут же насторожился. 

– Новости распространяются быстро, - сказал Сано. Он считал само собой разумеющимся, что Янагисава всегда был в курсе его дел; он аналогично интересовался всем, что касалось Янагисавы. Но Сано встревожила эффективность осведомителей Янагисавы. 

– Новости распространяются особенно быстро, когда они касаются дяди и двоюродной сестры такого важного человека, как вы, - сказал Янагисава. 

Он также знал об отношениях между Сано и кланом Кумазава, заметил Сано. 

– Какими ещё фактами вы запаслись и ждёте подходящего случая? - лёгким шутливым тоном спросил Сано. 

Янагисава ответил приятной улыбкой. 

– Я уверен, что их не меньше, чем припасли вы. 

– Вы правильно предполагаете, - Сано подумал, не посадил ли Янагисава шпиона в поместье Кумазавы, рассчитывая, что Сано в конце концов там появится. 

– Что ж, я желаю вам удачи, - сказал Янагисава. – И я буду рад помочь, если хотите. 

Воспоминания промелькнули в голове Сано. Он увидел, как он и Янагисава, вываленные в грязи, боролись в смертельной схватке. Он слышал, как Янагисава жаждал крови. Нынешнее поведение Янагисавы действительно сбивало с толку. 

– Я учту ваше предложение, - сказал Сано. – Большое спасибо. 

Они поклонились, попрощались и поехали в противоположных направлениях. Фукида оглянулся через плечо и сказал: 

– Он хочет помочь? Это он серьёзно? 

– Крыса может поменять усы, - сказал Марумеэ, - но эта явно хитрит, помяните мои слова. 

– Очевидно, - сказал Сано. 

– Чем вы планируете предпринять? – спросил Фукида. 

– Я перестану полагаться на шпионов, которые могут сказать мне, что Янагисава ел на завтрак, но не могут узнать, что у него на уме, - сказал Сано. – Пора привлечь эксперта. 

В сопровождении вооружённого эскорта Рэйко ехала в своем паланкине через район к югу от замка Эдо, где жили даймё и их орды слуг. Носильщики несли её по широким бульварам, заполненным конными самураями, мимо казарм, окружавших каждое огромное укрепленное поместье. Дождь стучал по крыше паланкина Рэйко, но вот процессия остановилась у ворот поместья, принадлежавшего князю провинции Идзума. Лейтенант Танума сказал охранникам: 

– Жена достопочтенного канцлера Сано пришла к жене капитана Окубо. 

Охранник открыл ворота и вызвал слугу, чтобы сообщить о прибытии Рэйко. Рэйко ознакомилась с досье клана Кумазава и знала, что Чиё была фрейлиной среди женщин даймё. Она надеялась, что здесь о Чиё хорошо заботятся. 

Через некоторое время слуга высунул голову из ворот, поговорил с охранником и покачал головой. Охранник сказал лейтенанту Тануме: 

– Простите, жена капитана Окубо здесь больше не живёт. Она живёт в доме своего отца в Асакусе. 



Сано и его свита проехали через район Нихонбаши, мост, носивший то же название, что и реку, берега которой он соединял, а также торговый квартал Эдо. Мост был забит различным транспортом. Носильщики несли сундуки для самураев, путешествующих в паланкинах; крестьянки, нагруженные корзинами, спешили по свои делам, всюду сновали нищие попрошайки, которых гоняли досины. Внизу по мутной коричневой воде плыли баржи. Причалы, заполненные лесом, бамбуковыми шестами, овощами и углём, занимали берега, окружённые складскими сараями. Морось так густо витала в воздухе, что заглушала крики чаек, плеск весел и голоса, разносившийся смех и споры. Влажная атмосфера усиливала вонь от рыбного рынка в северном конце моста. Сано оглядел толпу в поисках главного шпиона Тоды Иккью. 

Ранее он останавливался в комнатах в замке Эдо, в которых размещалась мецукэ, разведывательная служба Токугава. Секретарь сообщил ему, что Тода работает на мосту. По опыту он знал, что Тоду трудно выделить из толпы. Тода был настолько обычным внешне, настолько лишенным каких-либо отличительных черт, что Сано никогда не мог вспомнить, как он выглядел, хотя они знали друг друга больше десяти лет. Большинство других людей тоже. Это было преимуществом в работе Тоды. 

Глядя на лица проходивших мимо самураев, Сано подумал о том, что он узнал из досье Тоды несколько месяцев назад. Тода начал свою жизнь сутэго – брошенным ребёнком, в одной из уличных банд, бродивших по городам. Никто не знал, кем были его родители. Жил Тода воровством. Однажды ночью, когда ему было двенадцать, он прокрался в поместье богатого даймё. Там он прожил три месяца, крал еду на кухне, спал под возвышающимися постройками. Люди даймё заметили пропажу вещей и нашли следы Тода, но не могли поймать его, пока собаки не загнали его в угол. Они привели его к даймё. 

– Я бы мог найти занятие для мальчика с твоими талантами, - якобы сказал даймё. – С этого момента ты на моей службе. 

Он заставил Тоду шпионить за своими слугами, сообщая о любых намёках на нелояльность. Так продолжалось десять лет, в течение которых Тода получил звание самурая. Затем даймё столкнулся с финансовыми проблемами; он не мог заплатить денежную дань, которую требовал сёгун Токугава Иецуна. Он представил Тоду сёгуну и сказал: 

– Хороший шпион стоит больше, чем любая сумма денег, а этот молодой человек - лучший. 

Так началась легенда. Тода поднялся в рядах мецукэ, пока не стал главным шпионом. Ему и его подчинённым принадлежала большая заслуга в удержании у власти режима Токугавы. 

Теперь Сано услышал тихий голос: 

– Приветствую, достопочтенный канцлер Сано. Вы случайно не ищете меня? – он увидел самурая, похожего на Тоду, прислонившегося к перилам моста. Тода был нестареющим, его тело не было ни высоким, ни коротким, ни толстым, ни худым, его лицо состояло из черт, которые можно было увидеть у миллиона других. Он носил вездесущую плетеную шляпу и соломенный плащ от дождя, а выражение усталого веселья было смутно знакомым. 

– Да, вы то мне и нужны, - Сано спрыгнул с лошади и присоединился к Тоде; его люди остановились; вокруг них текло движение. – Я надеюсь, что не мешаю никаким секретным операциям? 

– Вовсе нет, - сказал Тода. – После смерти правителя Мацудайры у меня работы стало меньше. В последнее время всё было тихо. Я просто провожу обучение. 

– Что за обучение? – спросил Сано. 

– Надо готовить следующее поколение агентов мецукэ. В конце концов, политическая рознь вспыхнет снова, и нам потребуются новые шпионы, знающие своё ремесло. 


Сано огляделся. 

– Так где же ваши ученики? 

– Они скоро появятся. Что я могу для вас сделать? 

– Я бы хотел, чтобы вы наблюдали за канцлером Янагисавой, - сказал Сано. 

Интерес оживил выражение лица Тоды. 

– Почему? У вас есть основания полагать, что он замышляет против вас заговор? 

– Только то, что он слишком долго был излишне милым. 

– В самом деле, так и есть. Как я уже говорил, всё тихо, - сказал Тода и добавил: - Я должен вам сказать, что Янагисава уже просил нас шпионить за вами. 

– Меня это не удивляет, - сказал Сано. 

– И поскольку я рассказал вам о его шпионаже, я также буду должен рассказать ему о вашем, просто чтобы быть справедливым. 

– Это меня тоже не удивляет, - Сано знал, что мецукэ должна служить всем высшим должностным лицам режима, заботиться об их спокойствии и никого не обижать. Вот как Тода и ему подобные управляли меняющимися волнами политической власти. – Делай то, что должен. 

– Разве вы не хотели бы использовать своих собственных людей? - сказал Тода, намекая, что они заслуживают большего доверия, чем он сам. 

– Они тоже работают. 

– Но они ничего не нашли, и поэтому вы обратились ко мне, - мудро сказал Тода. 

– С таким же успехом я мог бы использовать все имеющиеся резервы, - хотя Сано не мог полностью доверять Тода, но других вариантов у него не осталось. – Начните наблюдение сегодня же. Займитесь этим лично. 

– Уверяю вас, мои агенты обучены и компетентны. 

– Но вы лучший. 

Глаза Тоды заискрились от веселья. 

– Лесть - это хорошо, но чего бы я действительно хотел… – его взгляд внезапно прошел мимо Сано и стал резче. Он крикнул: - Кимура-сан! Оно-сан! Хитоми-сан! 

Три человека, идущие по мосту, резко остановились. Это были полная женщина с шалью, закрывающей волосы, и с корзиной на руке, продавец воды с деревянными ведрами, которые висели на шесте через его плечи и грязный нищий, одетый в лохмотья. 

Тода кивнул, и все троё выстроились перед ним. 

– Как вы узнали, что это мы? – спросила женщина. Она стянула шаль, обнажив выбритое темя и волосы, завязанные самурайским пучком. 

– Это неплохой костюм, Кимура-сан, но вы идёте как сумоист, - сказал Тода. – Никто, ищущий шпиона, не перепутает тебя с женщиной, - он повернулся к другим своим ученикам. – Хитоми-сан, ваши вёдра слишком легкие; я сразу понял, что они пусты. На нашей работе нельзя так поступать. Лень убьёт вас. А вы, Оно-сан, - он сказал нищему, - я видел, как торговец бросил монету на землю, а ты не поднял её. Самурай вроде тебя не стал бы, потому что она ниже тебя, но настоящий нищий точно поднял бы. 

Ученики опустили головы. Тода сказал: 

– Вы все провалили этот урок. Возвращайтесь в замок. 

Они ускользнули. Сано сказал: 

– А, это урок секретного наблюдения. 

– По моему, вы были немного суровы к своим мальчикам, - крикнул сидящий на лошади Маруме. – Я не заметил их маскировки. 

– Ты не обратил внимания, - сказал Тода. – Хотя должен был. Так ты можешь пропустить кого-то, кто преследует твоего хозяина. 

Маруме выглядела обиженным. У Сано по спине пробежал холодок. Планирует ли Янагисава убить его? Может быть он так дружелюбен, потому что знает, что Сано не долго осталось? 

– Что я действительно хотел бы, - сказал Тода, возобновляя их разговор, – это чтобы вы позаботились, что если произойдёт политический переворот и вы выйдете на первое место, чтобы я выжил и процветал. 

Для Сано это была честная сделка. 

– Узнай, что задумал Янагисава, и я это сделаю. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий