понедельник, 2 июня 2014 г.

Лора Джо Роулэнд - "Смертельное прикосновение" (Сано Исиро -10). Глава 12


Глава 12.

Когда Рейко вместе с сопровождающими обходила посёлок изгоев-хинин, стало жарко и душно. Её одежда пропахла дымом, а тело покрылось потом, от пепла слезились глаза, горло пересохло и ей казалось, что её тело впитывает загрязнения от изгоев. Её визиты в первые несколько ближайших жилищ рядом с лачугой семьи Югао не выявили никаких новых подозреваемых или свидетелей.

«Если вы хотите, найти убийцу, вам не нужно идти дальше тюрьмы Эдо», - сказал староста, когда он и Рейко обошли кучу мусора в переулке.

Рейко уже начинала думать, что Канаи прав. С повышением температуры вонь становилась невыносимой и она испытывала огромное желание бросить расследование и сдаться. Да и стоит ли нахалка Югао этих усилий? Но Рейко сказала: «Нет, я ещё не закончила здесь».

Они были в узком проходе позади дома семью Югао, на верёвках сошли рваные вещи, с которых в желоба стекала вода. Двор заполнен корытами, сломанными инструментами и другим барахлом. На пороге лачуги сидел живущий в ней старик-изгой, который плёл из соломы сандалии и перевязывал их шпагатом. Когда Рейко спросила его, видел ли он кого-нибудь в доме семьи Югао кроме неё в ночь убийства, он сказал: «Там был начальником тюрьмы».

«Тюрьмы Эдо?» - переспросила Рейко.

Старый сапожник кивнул, его корявые руки ловко переплетали солому. «Он был начальником Таруйи».

«Это бывший бандит, - сказал староста Рейко. - Он был понижен в должности за вымогательство денег у торговцев на овощном рынке и избиение их, когда они не платили».

«Когда вы его видели?» - взволновано спросила Рейко, потому что, наконец-то объявился подозреваемого, явно способного на убийство.

«Я его не видел, - сказал сапожник, - но я услышал его голос. Он и Таруйа спорили. Это было сразу после захода солнца».

«Когда он ушёл?»

«Через некоторое время их спор стих. Должно быть, он ушёл».

Рейко ощутил укол разочарования, потому что сроки визита не совпадали со временем совершения преступления. Но, он мог вернуться позже для того чтобы расправиться с Таруйи.

«Где я могу найти этого начальника?» - спросила Рейко.

«Там, где в этом посёлке все собираются, - Канаи всем своим видом показывал, что её настойчивость его утомила, но он всё же сказал, - Пойдемте, я проведу вас».

Они продолжили обходить посёлок. По дороге Рейко опрашивала жителей лачуг, мимо которых они проходили, но безрезультатно. Самураи её эскорта выглядели мрачными и скучающими. Продавец-водонос, нёс за плечами ведро с водой, а Рейко уже сильно мучила жажда, но она не могла пить воду в этом грязном месте. Прищурившись на солнце, которое светило сквозь дым, она вытерла потное лицо своим рукавом. На фоне неба высился остов деревянной сторожевой и пожарной башни. На платформе под висевшим колоколом, стоял мальчик.

Рейко позвала его: «Ты случайно не был на дежурстве в ночь, когда убили семью Таруйа?»

Заглянув на неё сверху вниз, он кивнул.

«Ну-ка спустить на мгновение, нам надо поговорить», - позвала его Рейко.

Он заскользил вниз по лестнице, проворный, как обезьяна. Ему было около двенадцати лет, худой с торчащими костями. Рейко попросила его рассказать, не заметил ли он чего-то в ту ночь.

«Я слышал крики, - сказал он, – а потом видел, как Ихай убежал из дома».

«Кто такой Ихай?» - спросила Рейко. Полученная информация возродила её, погасший было, энтузиазм.

«Он живет у реки, - сказал мальчик. - Он ходил туда к Умеко».

«Раньше он был вором, - объяснил Канаи. – А здесь он дворник».

Рейко посмотрела на башню, оценила расстояние до дома Югао, а представила себе, что тут можно было разглядеть в полночь. «Как ты узнал его? - Спросила она мальчика. – Ведь было темно?»

«Блеснула молния. И Ихай ходит, как это». - Он втянул голову в плечи и скривился.

Рейко не знала, радоваться мне или сожалеть, что кроме Югао, у неё теперь появились два подозреваемых, отмеченных на месте преступления. Она поблагодарила мальчика, который поклонился и прошмыгнул мимо её охранников.

Канаи закричал: «Подождите одну минуту!» Он побежала за мальчиком и схватил его за воротник: «Отдай».

Мальчик неохотно вытащил из кармана за шнурок кожаный мешочек. В таких мужчины обычно носили монеты, лекарства, предметы религиозного культа и другие мелкие ценности.

«Эй, это же мой», - сказал лейтенант Асакай, нащупывая пустое место, где когда-то мешочек свисал с его доспеха. Он выхватил его из рук мальчишки.

«Вы должны быть осторожны с ним, с его родителями, с его братьями и сёстрами, - сказал Канаи. – Все они первоклассные воры». Он отпустил мальчика и шлёпнул его по заду: «Веди себя прилично, или мне придется добавить ещё годик к сроку вашего наказания».

Вскоре Рейко и её спутники добрались до пункта назначения – чайхане, что располагалась в большой хижине на берегу реки, с дощатыми стенами и соломенной крышей. Его передние и задние двери стояли открытыми, чтобы сквозняк обдувал мужчин, которые бездельничали сидя на полу. Хозяин подавал настойку в глиняных кувшинах. Чайхана оказалась центром посёлка изгоев. Ниже по реке за лодками размещались публичные дома и чайные для рядовых граждан, по мосткам, можно было добраться на противоположный берег.

Староста позвал одного из клиентов: «Что ты здесь делаешь так рано, стражник? Тюрьму закрыли или ты тайком сачкуешь?»

«Ну и чего, если и так?» - Сказал надзиратель. Он был небольшого роста, мускулистый, лет сорока. Его полностью выбритая голова была обмотана грязной лентой белого хлопка. У него были густые чёрные брови и торчащие усы, грубое лицо в прыщах, ямках и старых шрамах, а руки были покрыты татуировками.

Не обращая внимания на его грубость, староста сказал: «Эта госпожа - дочь судьи Уэда. Он поручил ей в расследовать убийство Таруйа и его семьи. Она хочет поговорить с тобой».

Начальник немигающим взглядом посмотрел на Рейко. Свет, отражавшийся в них, казался неестественно ярким. «Я знаю твоего отца. - Улыбнулся он, показав гнилые зубы. - Не то, чтобы я когда-либо встречался с ним, но я работаю на него».

Рейко отметила пятна на его синем кимоно и соломенных сандалиях и грязь под ногтями. Была ли это кровь преступников, которых он пытал в тюрьме? Мелкая дрожь прошла через неё. Это расследование раскрыло ей тёмную сторону работы её отца, а также жизнь низов Эдо.

«Вы же посещали Таруйа той ночью?» - Спросила она.

«А что если так?»

«Зачем?»

«У меня было к нему дело». – Тюремщик кокетливо посмотрел на Рейко и облизнул губы.

«Что за дело?» - Спросила она, стараясь не вздрогнуть.

«Таруйа в тюрьме играл в азартные игры. Он обманывал людей, которые работают там». Гнев в голосе, который Рейко услышала в его голосе, говорил, что надзиратель сам стал одной из жертв Таруйи. «Я пошёл и потребовал его вернуть деньги, которые он украл. Он сказал, что выиграл их, и что он их уже потратил. Мы подрались. Я бил его пока его жена не стала бить меня железным горшком и не выгнала меня».

Он поморщился с отвращением, а затем ухмыльнулся: «Но теперь Таруйа мёртв. Больше он уже никого не обманет. Его дочь сделала миру одолжение, когда зарезала его».

Рейко поняла, что его дочь была не единственным человеком, который бы имел основания желать ему смерти, подумала Рейко: «Где ты был после того как ушёл от него?» «Я пошел к моей подруге».

«Эта одна ночная девочка из посёлка», - сказал староста.

Опасение промелькнуло в ярких глазах начальника тюрьмы: «Если вдруг судья Уэда вздумает повесить эти убийства на меня, а не на Югао, скажи ему, что я не делал этого. Я не мог этого сделать. Всю ночь я был со своей подружкой. Она может поклясться в этом».

Тем не менее, Рейко знала, что человеку, который вымогал деньги у купцов и избивал их, заставляя платить, ничего не стоит запугать зависящую от него женщину, чтобы отвести от себя подозрение в совершении убийства.

«Есть ещё вопросы», - с издёвкой спросил надзиратель, улыбаясь, в то время как его взгляд блуждал по её телу.

«На данный момент нет», - сказала Рейко, понимая, что если она не сможет найти улики против него, его придётся отпустить.

«Тогда, если вы меня простите ..., - надзиратель прошёлся к задней двери, сунул руку под кимоно, и демонстративно вытащил из-под набедренной повязки свой член. После этого он справил нужду в помойной чан на выходе из чайханы со словами: «Передавайте судье Уэда мои наилучшие пожелания».

Смущенная и возмущённая от такой наглости, Рейко горела внутри. Староста сказал: «Прошу прощения за его плохие манеры». Он посмотрел вниз по улице. «Если вам нужен ещё один шанс, чтобы спасти Югао, то вот он идёт».

Молодой человек подошел к чайному домику, втянув голову в плечи и волоча ноги. На нём была выцветшая, разорванная одежда, а плетеная шляпа прикрывала лицо с вдавленным носом. В руках он держал метлу, совок для мусора и мусорную корзину.

«Это Ихай», - сказал староста.

Дворник поднял глаза, когда Рейко и её телохранители двинулись к нему. Его лицо приняло тревожный взгляд. Он повернулся и быстро зашагал прочь.

«Остановите его!» - приказала Рейко охранникам.

Они бросились за ним, а молодой человек, бросив инструменты, поспешил вниз по улице, насколько это позволяла его неловкая походка. Самураи его быстро задержали и привели к Рейко.

«Отпустите меня! - Закричал парнишка, изо всех сил пытаясь вырваться. - Я не сделал ничего плохого!» Его голос был высоким и писклявый, его грязное лицо выдавало его отчаяние.

«Если ты не сделал ничего плохого, то почему ты убежал?» - спросила Рейко.

Он удивлённо нахмурился, увидев такую даму в посёлке. Он взглянул на неё телохранителей. «Я, я боялся, что мне сделают больно».

«Самураи – бандиты избили его, - сказал Канаи. - Они сломали много костей. Вот почему он стал калекой».

Рейко была потрясена ещё эпизодом о превратностях жизни изгоев общества. «Никто не собирается причинить тебе боль. Я просто хочу поговорить. Если вы обещаешь не убегать, они тебя отпустят».

Выражение его лица говорило, что он не доверял ей, но Ихай кивнул. Охранники отпустили его, но были готовы в случае необходимости схватить его снова.

«Поговорить о чём?»

«О ночи, когда была убита Умеко и её родители», - сказала Рейко.

Паника вспыхнула в глазах Ихая. Он попятился. Староста сказал: «Ух ты!» И охранники схватили Ихая, который закричал: «Я ничего не знаю об этом».

«Люди видели, как ты выбежал из дома», - сказала Рейко.

В смятении он сник: «Я не имел ничего общего с ними. - С оттенком вины в голосе сказал он. – Я - я клянусь!»

«Тогда, что ты там делал?»

«Я ходил к Умеко».

«Почему?» - Рейко не откидывала возможность того, что Умеко была намеченной жертвой, несмотря на улики на месте преступления, которые указывали, что её отец был убит первым. Она вспомнила, что сестра Югао была проституткой. Когда Ихай колебался, Рейко спросила: «Ты был одним из её клиентов?»

«Нет!» - воскликнул Ихай с обидой.

«Да, ты был, - сказал Канаи. - Не ври, если не хочешь нарваться на неприятности».

Ихай покорно вздохнул. «Ладно, я был клиентом Умеко. Но это было больше, чем обычная вещь. Я любил её», - его голос дрожал, слёзы потекли по его грязным щекам. - И теперь её нет!»

Его горе казалась неподдельным, но убийца вполне мог оплакивать потерю близких, которых сам же и убил. Рэйко случалось, наблюдать за их рыданьями во время их судебных слушаний, которые вёл её отец. «Зачем ты пошёл к ней в ту ночь?»

«В то утро я попросил её выйти замуж за меня. Но она сказала “нет”. Она посмеялась надо мной. - Глаза Ихая горели от унижения. - «Она сказала, что никогда не унизится, чтобы выйти замуж за калеку-изгоя. Я сказал, что я знаю, что она родилась выше меня, но я сказал ей, что мы оба сейчас хинин. Судьба свела нас здесь. Я рассказал ей, как сильно я её любил. Я сказал, что сделаю её счастливой. Я зарабатываю достаточно денег, что она сможет переселиться в мою хижину, и ей не надо будет продавать себя. Но потом она разозлилась».

Его тон отражал боль, которую он чувствовал при этом. «Она сказала, что не собирается здесь оставаться вечно. Она рассердилась на меня за сделанное предложение. Она сказала, что подождёт, пока её отец отбудет срок и получит свой бизнес и дом обратно, а затем выйдет замуж за какого-нибудь богатого человека. Она сказала мне, оставить её в покое, потому что она больше не желает меня видеть».

Такой чёрствый и жестокий ответ вполне мог спровоцировать человека на убийство.

«Но ты не оставил её в покое, - сделала вывод Рейко. – В ту ночь ты снова пришёл к ней. Что было дальше?»

«Я должен был увидеть её. Я надеялся, что смогу заставить её передумать. В тот вечер я пошел к ней домой. Я постучал в дверь. Когда она ответила, я пытался поговорить с ней. Она сказала, чтобы я молчал,- её семья спала. Она сказала, что я могу с ней переспать за деньги. Всё, что она хотела от меня были мои деньги». - Дворник в горе опустил голову. - Я так сильно хотел её, что согласился. Она пустила меня к себе в комнату. Мы занялись с ней любовью».

Рейко представила себе отделённую загородкой нишу в их доме. А что если бы его страсть к ней вызывала гнев за её отказ, когда Умеко обслуживала его? Что если его любовь превратилась в ненависть?

«После мы уснули. Я не знаю, как долго. Я проснулся от крика и шума. Её мать кричала: “Что ты делаешь?”, Затем “Прекрати!” Она плакала. В другой комнате кто-то дрался. - Лицо Ихая выдавало путаницу в его памяти - Умеко вскочила и побежала туда. Я слышал, как она сказала: “Что происходит?” Потом она начала закричала: “Нет!” и позвала меня на помощь. Я отодвинул занавеску. Умеко пробежала мимо меня. Кто-то преследовал её. И ударил её ножом». Он поднял кулак и изобразил движение: «Я выскочил, а Умеко упала к моим ногам. Крик прекратился. Я почувствовал запах крови».

Ихай заикался, в глазах стоял страх, который он тогда испытал. «Наступила тишина, только было слышно, что рядом кто-то тяжело дышал. И вдруг тень бросилась на меня. Я видел блеск ножа в руке». - Он пошатнулся назад, изображая жестами свою реакцию. - Я повернулся и побежал к двери. Я продолжал бежать всю дорогу домой».

Его искалеченное тело дрожало, он рыдал, уткнувшись с ладони. «Умеко мертва. Если бы только я мог бы спасти её! Но я, как трус, убежал».

Рейко могла представить сцену, которую он описал, она понимала ужас, который испытал Ихай, увидев, что его любимая и её родные убиты и он, если не убежит, должен умереть следующим. Она также могла представить себе другой сценарий. Может быть, после того как он и Умеко занимались любовью, он снова попросил её выйти за него замуж, и снова она отказалась. Может быть, они спорили, и он впал в такую ярость, что зарезал её, а, когда ее родители пытались вмешаться, он повернул нож против них.

«Что за человек зарезал Умеко? Ты разглядел его?» - спросила Рейко.

«Я не знаю. - Дворник опустил руки и поднял красные от слёз глаза на неё. - Было темно, я не мог толком разглядеть. В тот момент я подумал, что какой-то сумасшедший ворвался в дом, пока я спал. Но это должно быть, была Югао. Я имею в виду, ведь она арестована, не так ли?»

«Да», - ответила Рейко. Если она является убийцей, это объясняет тот факт, что она единственная осталась в живых из семьи, но не её отказ объяснить свои действия. Убийство могло произойти так, как он сказал, если бы, он поймал Югао во время преступления. Но Ихай не был надежным свидетелем и он сам мог совершить убийство, для чего у него были достаточные причины и возможность.

«Я рассказал вам все, - сказал он. - Теперь я могу идти?»

Рейко колебалась. Он так же подходил на роль убийцы, как и Югао, но достаточных доказательств его вины не было. Ей очень хотелось, чтобы её охранники отвели его в тюрьму, но она вспомнила, что Сано сказал относительно её права проводить расследование. У неё не было права арестовывать подозреваемых. Кроме того, она не была уверена в невиновности Югао.

«Вы свободны, - сказала Рейко. - Однако не покидайте Эдо. Вы можете быть понадобиться для допроса».

«Не волнуйтесь, - сказал староста. - Он никуда отсюда не денется. Ему некуда идти».

Когда дворник взял в руки метлу, корзину и совок и быстро ушёл, Рейко спросила Канаи: «Вы по-прежнему убеждены, что Югао убила свою семью?»

Он наморщил лоб и почесал затылок. «Должен признать, что я не уже так в этом уверен. Вы пробили пару отверстий в моей уверенности. Сейчас очевидно, что в событиях той ночи принимало участие больше людей, чем я думал». На мгновение он задумался: «Но предположим, что Ихай, или начальник тюрьмы, или кто-то еще, убил этих людей. Тогда почему Югао призналась?»

«Это хороший вопрос», - сказала Рейко.

У Югао была тайна, которую она должна узнать, чтобы раскрыть преступление. Может быть, секреты женщины зарыты в той части её жизни, которая прошла, до того, как она оказалась в посёлке изгоев-хинин.

«Как вы собираетесь на него ответить?» - спросил Канаи.

«Думаю, что мне придётся совершить путешествие в её прошлое», - ответила Рейко.

Комментариев нет:

Отправить комментарий