четверг, 1 сентября 2016 г.

И.Дж. Паркер «Чёрная стрела» Сугавара Акитада – 3. Историческая справка

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В одиннадцатом веке Япония находилась под властью придворной знати формально возглавляемая императором, влияние которого часто незначительным. Правительство было централизовано в Хэйан-кё (современный Киото), а контроль за отдалёнными провинциями осуществлялся путём направления туда придворных чиновников, которые в течение четырёх лет исполняли обязанности временных губернаторов, власть которых была ограничена местными правителями. Часто такие неудобные назначения получали чиновники из незнатных семей.

Японская культура и её политическая структура во многом были заимствованы из Китая эпохи династии Тан, но со временем многие обычаи изменились под местные условия. Используемые сегодня исторические источники в основном касаются жизни в столице, которая во многом определяла жизнь в более отдаленных провинциях.

Историческая провинция Эчиго - это современная префектура Ниигата, известная как «Снежная страна» из-за своих необычайно длинных зим и обильных снегопадов. Мало что известно о его ранней истории. Административный центр Наотсу был расположен недалеко от побережья и в нём находилась резиденция провинциального правительства в двенадцатом веке. К этому времени, Таката была местной крепостью, хотя семья Уэсуги к власти пришла позже. Описание замка Таката является вымышленным. Тем не менее, имеются сведения о непрерывных войнах против эдзо (айнов) – населения северной части Японии, о существовании военных гарнизонов в Эчиго и прилегающей к ней провинции Дэва, а также о главенство местных наследственных военачальников над назначенными императором губернаторами. Всё это - исторические факты одиннадцатого века.

Ссылки на изгоев требуют объяснения, так как западные читатели плохо разбираются в социальном расслоении в Японии. С давних времен в Японии существовала отдельная группа людей, которые использовались для самых унизительных и низкооплачиваемых работ, остальные жители избегали общения с ними. Этими изгоями, вероятно, были потомки рабов (пленённых в ходе войн) или ссыльные преступники. Более чем вероятно, что в северной провинции Эчиго такими изгоями могли быть дети от смешанных браков айнов и японцев, отчасти потому, что многие ссыльные были отправлены туда из других частей страны.

В одиннадцатом веке в системе наказаний Японии часто практиковалось изгнание. Основанная на китайской системе местные начальники и суды применяли суровые наказания признанные в Китае, однако вскоре такая практика стала неприемлемой для японцев, потому что буддизм запрещает отнимать жизнь. Поэтому любое преступление, которое предусматривало в качестве наказания смертную казнь, заменялось изгнанием или каторгой. Преступников, как правило, задерживались местной охраной, работавшей под руководством старост, или специальной охраной (kebiishi).

Правоохранительная система была создана в начале девятого века в столице и постепенно распространилось по всем провинциям. Как и в Китае, для осуждения необходимо было признание виновного, для получения которого можно было применять пытки.

К этому времени в Японии сложились две устойчивые религии - синтоизм и буддизма, которые мирно сосуществовали. Исконная японская религия синто чтит богов ками, то есть неведомые силы, как правило, связанные с культом урожая. Буддизм, проникший в Японию из Кореи, стал чрезвычайно могущественной религией благодаря придворной аристократии. Для синто свойственно большое число запретов, для буддизма же характерны такие понятия, как «рай» и «ад». Люди верили в монстров, призраков, демонов и множество других суеверий, связанных с душами умерших, которые, как думали, живут среди живых сорок девять дней, иногда ищут своих врагов. Буддистские храмы, а также мужские и женские монастыри в те времена , поскольку существовали во многом за счёт пожертвований от населения.

Календарь и летосчисление в древней Японии имели крайне сложное устройство, основанное на принципе китайского гексагонального цикла и на обозначенных династическими именами эрах, которые объявляло время от времени правительство. Так же, как и на Западе, но значительно упрощённой степени годовой цикл делился на двенадцать месяцев и четыре времени года, только первый месяц года приходился на февраль. Неделя делилась на шесть рабочих дней, начинавшихся с рассветом и один выходной. По китайскому образцу сутки разделялись на двенадцать частей, по два часа каждая. Время отмерялось водяными часами и объявлялось городской стражей и храмовым колоколом. Смену времени года отмечали многочисленные праздники.

Еда и напитки в одиннадцатом веке мало, чем отличались от более поздних времен, хотя чаепитие ещё не стало традицией. (Чай был уже известен, но дорог и используется в основном в лечебных целях). Общим напиток была вода или рисовая водка (сакэ).

Мясо не употреблялось из-за резкой критики со стороны буддизма убийства животных, хотя дворяне ел дичь, на которую охотились и все ели рыбу. В рационе богатых были чай, рис, рыба и фрукты, в то время как бедные и монахи ели просо, бобы и овощи.

Рассказанные в романе, истории с захватом земельного участка, поимкой дезертира и убийством трактирщика, взяты из древней китайской коллекции известных уголовных дел (Тан Инь-Пи-Ши, 23 и 33). Эта коллекция очень быстро стала известна в Японии.


Комментариев нет:

Отправить комментарий